На территории Черноземненского сельского поселения Советского района Республики Крым среди родителей было проведено профилактическое мероприятие и раздача информационного материала по профилактике детских и подростковых суицидах. На сегодняшний день это проблема носит глобальный характер. Во всех странах, включая Россию, из года в год увеличивается количество детей, добровольно ушедших из жизни.
Почему же дети идут на самоубийство? Многим взрослым кажется, что детство является самым беззаботным и легким периодом жизни. Однако если вспомнить собственные переживания, то можно отметить, что даже в период взросления дети испытывают много отрицательных эмоций. При этом многие жизненные ситуации кажутся им неразрешимыми, катастрофическими, безвыходными и пугающими, загоняющими в тупик. Когда взрослые узнают об истинных причинах, которые толкают детей на суицид, то они не понимают, что в них неразрешимого. Некоторые ситуации вообще не воспринимаются серьезно взрослыми. Однако дети реагируют по-другому: то, что может быть мелочью для взрослого человека, ребенком может восприниматься очень болезненно и серьезно.
Частыми причинами, которые толкают детей, в особенности подростков, на самоубийство, являются:
1. Ссоры с друзьями, даже по пустякам;
2. Безответная первая любовь или первая измена любимого человека;
3. Депрессивное состояние длительного характера;
4. Смерть близкого или родного человека;
5. Постоянные конфликты с родственниками, учителями;
6. Травля в школе;
7. Насилие в семье;
8. Зависимости (компьютерная, алкогольная, наркотическая);
9. Беременность в раннем возрасте;
10. Желание привлечь к себе внимание.
Как же родителям понять, что с их ребенком что-то не так? Нужно просто внимательно присмотреться к его поведению. О том, что ребенок находится в кризисной для него ситуации могут свидетельствовать следующие поведенческие признаки:
1. Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности..
2.Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.
3.Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе;
4.Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.
5.Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
6.Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.
7.Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему;
8. Употребление спиртного и/или наркотических средств;
9.Совершение неоправданно рискованных поступков;
10.Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни;
11.Противоречивость в отношениях и мыслях, например: одновременно любит и ненавидит родителей, братьев и сестер;
12.Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи;
13.Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.
Что делать если ваш ребенок находится в кризисной ситуации? Вот несколько простых рекомендаций:
-Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с ребенком.
- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
- Стараться поддерживать режим дня (сон, режим питания).
Чаще давать ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (об этом подробно написано в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).
- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
∙ Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
|