Суббота, 21.09.2019, 20:47
ГБУ РК "Советский РЦСССДМ"
| RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [136]
Социальная реклама [14]
Наш опрос
Оцените качество наших услуг!
Всего ответов: 18
Главная » Статьи » Статьи

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Интернет-зависимость младших школьников как одно из проявлений отклоняющегося поведения, представляющее угрозу для общественного и личного благополучия, приобретает в последнее время признаки социальной болезни. Это связано с общим социально-экономическим и социально-культурным контекстом жизнедеятельности школьников, противоречиями процесса их социализации.

Большой поток новой информации, применение в образовательном процессе начальной школы компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывают влияние на детей младшего школьного возраста. Поэтому у большинства современных школьников уже в начальной школе формируется Интернет-зависимость.

 

Склонность к Интернет-зависимости в среде младшего школьного возраста связана с рядом причин: мода, доступность любой информации, наличие разного рода развлекательных программ. Современное общество предоставляет младшему школьнику выбор миров: виртуальный или реальный. Родители и ближайшее окружение зачастую не могут помочь ребенку ориентироваться в окружающем, реальном мире. Вместо этого они часто сами подталкивают младшего школьника к уходу в виртуальную среду: одновременно по причине усталости и желания отдохнуть в одиночестве и по причине страха за ребенка, находящегося вне поля зрения родителей.

 

Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать, и поэтому, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, оно не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Именно эта специфичность Интернет-мира и привлекает ребенка: здесь не обязательно быть самим собой, можно взять не только интересное имя, но и рассказать о себе то, чего на самом деле нет. Иными словами, Интернет дает возможность ребенку представить себя другим – таким, каким ему давно хотелось быть, а реальность становится изменчивой, податливой, послушной.

 

Выделяют следующие признаки поведения Интернет-зависимого человека:

 

  • Соотношение времени нахождения в интернете и времени, потраченного на другие занятия и обязанности (правда с разумным учетом того, что почти все дети пытаются отлынивать от выполнения домашней работы или домашних обязанностей). Ребенок поглощен интернетом, не может остановиться и выйти из сети.
  • Настроение ребенка: он успокаивается, радуется, когда в сети, может ожидать следующего сеанса с приятным предвкушением, при этом раздражен, агрессивен, беспокоен, встревожен или чувствует пустоту и апатию, когда находится вне сети.
  • Снижение школьной успеваемости: ребенок всегда хорошо учился, но в последнее время это изменилось, домашние занятия не выполняются или выполняются некачественно, хотя раньше ему было интересно.
  • Охлаждение отношений с реальными друзьями. Пренебрежение реальными отношениями в пользу интернета – очевидный признак появления зависимости, который может встречаться как у детей со сложностями в установлении отношений со сверстниками, так и у детей, которые легко заводят друзей.
  • Избыточная реакция ребенка на незначительные события в интернете (количество лайков на фото, комментарии). Ребенок начинает сильно переживать, отслеживать, контролировать процесс, происходящий в сети: сильно радоваться, когда на его действия в сети реагируют, или огорчаться, если ожидаемой реакции нет. Социальные сети создают иллюзию занятости: чем больше ребенок общается, тем больше у него «друзей», тем больший объем информации ему нужно охватить: ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя, проследить, сколько лайков поставили на его фото, а сколько у других.
  • Физические симптомы: головные боли, боли в спине, сухость в глазах, расстройства сна, снижение физической активности, вялость, бледность – все это более чем серьезные симптомы.
  • Пренебрежение базовыми потребностями: личная гигиена, сон, питание, потеря аппетита.
  • Антисоциальное поведение как признак сильной зависимости – ребенок может соврать, оскорбить, ударить человека, который мешает или препятствует его нахождению в интернете.

Есть и факторы, которые характеризуют лично ваше отношение ко времени, проводимому ребенком за компьютером. Прислушайтесь к себе:

  • Ваше чувство, когда вы видите ребенка за компьютером: не чувство облегчения («ну слава богу, ему есть чем заняться, а я пока отдохну»), а, напротив, злость, раздражение, недоумение, ощущение, что кроме компьютера ребенок вообще ничем не занимается.
  • Вы боитесь вызвать гнев ребенка, поэтому подбираете слова, когда просите его заканчивать, или для собственного спокойствия просто разрешаете ему сидеть за компьютером и дальше.

Помните, что наличие всего одного из перечисленных факторов (исключая разве что агрессию) не говорит о развитии зависимости. Если ребенок имеет несколько хобби и ведет о них блог, переживая за недостаток лайков в нем, это не говорит о том, что у него интернет зависимость, скорее он просто сильно вовлечен в свою деятельность. Отслеживать надо именно совокупность нескольких факторов.

 

 

Для профилактики зависимости стоит ограничивать время, проводимое ребенком с устройством, организовывать для него альтернативные виды деятельности – спортивные секции, хобби. Современные родители, однако, зачастую попадают в ситуацию, когда контроль за поведением ребенка в интернете начался слишком поздно – в детстве ребенок был отпущен в самостоятельное «плавание» в сети, а меры по его воспитанию в ней начали предприниматься, уже когда появились первые поводы для беспокойства. Что же делать в том случае, если зависимость от интернета или игр уже налицо и доставляет ребенку и его близким серьезные проблемы?

 

Если вы прошли по критериям и поняли, что интернета в жизни ребенка стало слишком много – это можно изменить.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ:

  • Обращайтесь к врачу. Зависимость – это болезнь (американская классификация психических расстройств выделяет интернет-зависимость в отдельную категорию), а во время болезни необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом (психиатром, психологом, неврологом). Не замалчивайте, не ждите, что вот-вот ребенок переключится на другое занятие. Чем больше вы ждете, тем сильнее ребенок втягивается. Кроме того, зависимость часто сопровождается такими состояниями, как депрессия. Вот почему нужен врач.
  • Проанализируйте, от чего именно ваш ребенок больше всего зависит в интернете: игры, общение, соцсети, поиск информации, знакомства. Многие исследователи считают, что компьютер и интернет – это всего лишь средство, поэтому ключом к помощи ребенку будет правильное понимание того, что он получает в интернете.
  • Привлекайте друзей и значимых людей. Часто зависимый становится замкнутым, перестает общаться с окружающими. Это влияет на атмосферу и отношения дома. Если близкие будут понимать причины, то могут активнее участвовать в реабилитации зависимого.
  • Выработайте правила, которых будут придерживаться все члены семьи. Например, нет телефону за столом и во время совместного досуга и т.д.
  • Говорите с ребенком. Выстраивайте доверительные, принимающие и понимающие отношения с ребенком.

 

Простая техника разговора с ребенком.

 

Шаг 1. Перед разговором подумайте о цели разговора – чего вы хотите? Чтобы ребенок меньше времени проводил за компьютером и телефоном? Наверно, вы переживаете, что он сильно отошел от реальности? Не знаете, что происходит в его жизни? Об этом, конкретном, и надо говорить…

 

Шаг 2. Выберите время для разговора. Нет смысла подходить к ребенку, когда он в интернете, скорее всего вы не добьетесь отклика. Дождитесь подходящего момента – перерыва.

 

Шаг 3. Разговор без обвинения. Искренний, от вашего лица, с фразами от себя. «Дорогой, я все чаще и чаще вижу тебя за компьютером и реже говорю с тобой. Вижу, что тебе интересно там, но, так как это в компьютере, я не понимаю, что это. Не подумай, что я хочу контролировать тебя, мне действительно интересно, что ты делаешь». И вам должно быть интересно, либо не заходите к ребенку с таким разговором. Не обвиняйте интернет – он ни при чем. Не нападайте на этого «друга» – вы автоматически попадете в немилость.

 

Шаг 4. Привлеките ребенка. Предложите совместную деятельность или помощь вам, чтобы ребенок почувствовал свою значимость и нужность.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: srcsssdm (30.04.2019)
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • ГКУ "КРЦСССДМ
  • Copyright MyCorp © 2019uCoz