Среда, 20.11.2019, 04:50
ГБУ РК "Советский РЦСССДМ"
| RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [147]
Социальная реклама [14]
Наш опрос
Оцените качество наших услуг!
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Статьи

«Как уберечь подростка от влияния плохой компании»

«Как уберечь подростка от влияния плохой компании»

«Как уберечь подростка от влияния плохой компании?» - один из самых важных вопросов, которыми задаются родители подростков. 
Термин «плохая компания» может пониматься каждым из нас по-разному. Что отличает этих детей, какое поведение, какие действия, слова?
Почему же дети часто попадают под влияние этих плохих компаний? 

В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.
Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.). 

Способы разрешения проблемы

Некоторые родители, чтобы уберечь ребёнка от влияния плохой компании строго запрещают ему дружить и играть с конкретными детьми.
Как вы считаете, таким образом можно добиться результатов? Может быть, в некоторых ситуациях можно – если ваш авторитет у ребёнка выше, чем авторитет школьного или дворового неформального лидера. Но, нередко дети начинают делать все назло, особенно в подростковом возрасте. Их противоречия правят ими. Часто ребёнок просто перестает говорить вам, где он был, что делал. Вы становитесь мало информированными, нужно ли это вам? 
Более простой и эффективный способ – разрешить ребёнку дружить со всеми друзьями. Сделайте это от чистого сердца, как бы тяжело это ни было. Нельзя к новым друзьям относится предвзято: а вдруг, он только на первый взгляд такой конфликтный, неуправляемый, ершистый, а на самом деле – замечательный человек, черты характера которого действительно дополняют черты характера вашего подростка? Посмотрите на этих друзей другими глазами и попытайтесь в них найти что-то хорошее и привлекательное, ведь ваш подросток что-то в них увидел. А если и в самом деле в  гости пришли подростки из «плохой компании» – не волнуйтесь и не выгоняйте их, если вы уже их впустили. Подтолкните вашего подростка к правильному решению. Есть один важный момент, который может вас успокоить: не редко, детская дружба скоротечна. После зимних или летних каникул дети находят себе других друзей, а о старых, могут уже даже не вспоминать. Подождите какое-то время – может быть, ситуация сама «рассосется».

Переключение интересов

Может быть, вашему подростку не хватает увлечений в жизни, а там, в компании, ему предлагают – взаимовыручки, «дружба до гроба», рискованные приключения. Некоторые дети стараются ездить в электричках и автобусах «зайцами», заезжая далеко от дома. Разумеется, это интересно! Некоторым нравится петь под гитару, запекать картошку, сидеть на пустыре перед костром. Другим ездить на мотоциклах, хотя и страшно – нельзя же быть слабаком! Возможностей получить острые ощущения и самоутвердится – масса.
Попытайтесь найти для подростка занятие, которое полностью могло удовлетворить тягу к интересным приключениям. Ведь у вас возможностей так же много, как и в других! Есть спортивные секции – не только волейбол и футбол, но ещё картинги, каратэ, бокс. Пусть лучше ребенок будет лазить по скалам под наблюдением инструктора, и прыгать с парашюта, чем пропадать неизвестно где и с кем. Существуют ещё и кружки,  в которых занимаются спелеологией, археологией, альпинизмом и туризмом, разыскивают следы разрушенных городов, спускаются в пещеры, ходят в походы…Романтика? Риск? Да, это есть – но это, организованный приключения!
Другим словом, пораскиньте собственным умом, узнайте, какие кружки и секции существуют в вашем городе – и вперед! Не волнуйтесь, если не получится с первого раза. Ведь, может вашему ребёнку не нравится лазить по горам, а больше привлекает соревнования в бассейне или подводное плавание. Не редко он и сам не знает, чего действительно хочет – в такой ситуации помогите ему выбрать вид развлечения.
Что делать, если подросток уже в плохой компании?
Плохо, если ребенка затянула в свои сети дурная компания. Много ситуаций, когда групповое преступление совершают дети  из благополучных семей, причем им трудно объяснить, почему они так поступили. «Эффект толпы», «стадный инстинкт» - такие понятия этому феномену придумали опытные психологи. Это – сильнейшая сила, которой трудно сопротивляться. Если подобная ситуация случилась, задача взрослых – найти причину. Не редко в такой компании оказывается подросток, чувствующим себя изгоем, отверженным – в классе презирают, дома не понимают… Что ещё ему остается делать? Только подружится назло всем с разными хулиганами: удивляйтесь и завидуйте!
Попытайтесь «прощупать почву»: действительно ли подростку комфортно с такими друзьями, или он делает это назло всем. Вероятно, он уже и сам не рад ситуации, в которой он оказался? А попросить у вас помощи боится. В такой ситуации нужно дать ему понять, что вы не будете его наказывать и ругать – что бы ни случилось. Ребенок должен быть уверен, что родители его поймут и примут любого.
Если в вашем доме нет родительского доверия, то запреты взрослых могут сыграть неблагоприятную роль – толкнуть подростка к тому, кому он может доверять больше. Поэтому лучший способ уберечь подростка от плохих друзей и нежелательного общения – дружеские и доверительные отношения в семье. Такие отношения должны начинать с рождения малыша. Но, а если вы опоздали – никогда еще не было поздно исправиться ситуацию, поставить ваши отношения на верный путь. 

Примеры различных ситуаций

-«Ваш подросток собирается в гости к ребятам, которые пользуются сомнительной репутацией (о них говорят «это плохая компания»). Что вы можете предпринять?» (Пригласить этих ребят в гости и постараться конструктивно организовать их досуг. Ваш ребёнок будет под присмотром, вы лучше узнаете его друзей, у вас будет больше возможностей повлиять на ситуацию.)
- «Вас вызывают в школу по поводу поведения вашего ребёнка, утверждая, что он вместе с компанией ребят совершил серьёзный проступок. Что вы предпримите?» (Не стоит делать поспешных выводов, сначала нужно разобраться, какая степень участия в проступке вашего ребёнка. Если ребёнок действительно совершил какое-то противоправное действие, то за этим должно последовать наказание, которое будет соразмерно проступку. Даже наказывая ребёнка, нужно верить в его положительную природу, выражать ему свои чувства (как вы огорчены, расстроены), уверенность в том, что ребёнок просто ошибся, «запутался», «Я же знаю, что ты добрый, справедливый, мужественный». Наказание не должно восприниматься как проявление власти родителей, оно должно быть естественным следствием проступка. Например, если ребёнок испортил чью-то вещь, то он должен сам заработать или накопить деньги, лишая себя привычных карманных денег, купить такую же вещь.)
- «Соседи рассказали, что видели вашего ребёнка с компанией ребят, все они курили. Что вы предпримите?» (Ругать подростка - малоэффективно, в этом случае он наоборот постарается сделать по-своему, лишь бы не подчиниться родителям. Здесь больше подойдёт доверительная беседа. В первую очередь нужно выслушать ребёнка, задавая ему ненавязчивые вопросы. Необходимо вести диалог таким образом, чтобы ребёнок сам пришёл к осознанию мотивов своих поступков. Нужно подвести его к пониманию того, что он использует неконструктивные способы самоутверждения. Нормальные, здоровые потребности (быть в группе сверстников, дружить, пользоваться уважением и признанием) он пытается удовлетворить с помощью негативных форм поведения. Противоречие подросткового возраста состоит в том, что ребёнок хочет быть, одновременно, таким как все и отличаться от остальных. Выбирая здоровый образ жизни, он покажет сверстникам, что у него есть собственное мнение и он сам хозяин своей судьбы.)

 

Категория: Статьи | Добавил: srcsssdm (03.06.2019)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • ГКУ "КРЦСССДМ
  • Copyright MyCorp © 2019uCoz