Пятница, 13.12.2019, 00:55
ГБУ РК "Советский РЦСССДМ"
| RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [147]
Социальная реклама [14]
Наш опрос
Оцените качество наших услуг!
Всего ответов: 21
Главная » Статьи » Статьи

Детская агрессия

Детская агрессия

1.Определение и различение понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»

Агрессия - это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.


2.Психологический портрет агрессивного ребенка.

Ребенок нападает на остальных детей, обзывает их и бьет, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения - т.е. он - «гроза» детей и источник огорчений воспитателей и родителей. 

Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, кокой он есть, а еще труднее понять. Он нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок чаще чувствует себя отверженным, никому не нужным. Безучастность родителей приводит к нарушению ДРО и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как лучше сделать - он не знает.


Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

3. Возможные причины агрессивного поведения ребенка.

Наследственно-характерологические
•    Наследственность,
•    Нездоровье ребенка;
•    Следствие тревожности, страхов, страха нападения;
• Особенности темперамента и характера ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость), предрасположенность к заболеваниям, результат особого созревания нервной системы ребенка;
•    Индивидуальные особенности (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
Связанные с переживаниями, внутренним миром ребенка
•    Возрастной кризис;
•    Неумение сопереживать, эмпатия;
•    Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в семье, в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;
Для детей статус определяется целым рядом факторов:
-внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
-обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
-организаторские способности;
-широта кругозора;
-позитивная оценка взрослого и т.д.
Социально-бытовые
•    Конфликт между супругами;
•    Подсознательное привлечение внимания родителей;
•    Определенные ситуации, которые провоцируют на проявление агрессивности;
•    Отношения в семье, у родственников;
•    Тип воспитания (гипер- (чрезмерно опекают) или гипоопека /не опекают вообще, ребенок может быть предоставлен сам себе, родители обеспечивают лишь самое необходимое - кормят, одевают/);
•    Повсеместная демонстрация сцен насилия (СМИ, игрушки с агрессивным выражением лиц, дешевые книги с картинками агрессивной направленности и пр.);
•    Нестабильная социально-экономическая обстановка в семье и обществе;
•    Социально-культурный статус семьи и т.д.


4. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств.

Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте у агрессивных детей чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
* * *
«Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
* * *
«Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
* * *
Саша толкнул Сережу. Взрослый подходит к обидчику и спрашивает, как будто ничего не видел: «Ты не знаешь: почему Сережа плачет? Пойдем погладим его по головке?!»
* * *
Взрослый подводит агрессивного ребенка к обиженному
и предлагает мизинчиками «заключиться» и повторять:
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если
будешь драться, то я буду кусаться. А кусаться ни при
чем — буду драться кирпичом. А кирпич ломается —
дружба начинается».

* * *
«Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!»

* * *
«А кто поможет Ане справиться с обидой?»
Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого
Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
* * *
«Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», 
«Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
* * *
Ребенок толкнул кого-то, взрослый, подойдя
к обидчику, спокойным голосом говорит: «Раз, два, три!
Кому сейчас грустно, пальцем покажи!»
* * *
Ребенок обидел другого, а взрослый подходит
к обидчику с игрушкой (мишкой, куклой Катей)
и спокойным голосом спрашивает: «Кто сейчас злее -
ты? я? мишка (кукла Катя)?»


Стратегия на осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния
•    Помогайте агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное.
•    Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы.
•    Чаще разговаривайте с агрессивными детьми о палитре их собственных эмоциональных состояний.
•    Чаще спрашивайте у них о вариантах выхода из конфликтной ситуации.
•    Объясняйте, какими другими неагрессивными способами они могут самоутвердиться.
•    Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
* * *
«Ты стукнул Веру потому, что..., а еще почему?»
* * *
Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка сотри (или незлое изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
(Эти вопросы можно адресовать и ребенку-жертве притеснения.)

* * *
«Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему? »
* * *
«Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду? »
* * *
«Ваш Коля часто бывает таким (враждебным, сердитым, обиженным, подавленным, нерешительным)?»
* * *
После драки. Взрослый спрашивает: 
«Ребята! Что же произошло с Колей и Петей?
Кто может объяснить? »

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения
•    Отличается от стратегии на осознание тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас».
•    Учите детей выплескивать гнев в приемлемой форме и выражать его словами, а не физической агрессией.
•    Стремитесь, используя чувство юмора, объяснять ребенку, склонному к агрессии, что «если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Через предметно-практические игровые действия.
* * *
Взрослый предлагает ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!»

Стратегия на моделирование через провокацию и преодоление состояния
• Это создание условий, при которых возникают состояния агрессивности у ребенка-агрессора и нерешительности, подавленности у ребенка-жертвы, с целью выявления выраженности (диагностики) этих состояний и «зоны ближайшего развития» в регуляции, преодолении, овладении этими состояниями, а также с целью отреагирования и переключения агрессии или подавленности у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

* * *
Взрослый говорит: «Кукла Катя всех обижает. Дети, делайте ей замечания, говорите обидные слова, дразните ее, а я буду за нее отвечать справедливо, но не обидно. А затем я буду дразнить куклу Катю, а вы за нее отвечайте, и тоже не обидно!»
* * *
Взрослый предлагает: «Дети, встаньте в круг. Давайте возьмем мяч, будем его передавать друг другу
и обмениваться необидными именами, шуточными прозвищами».

Стратегия на положительное подкрепление, похвалу
•    Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью.
•    Поощряйте всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия.
•    Развивайте у нерешительных детей способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности.

* * *
Взрослый говорит ребенку: 
«Я знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»
* * *
Ребенок только что хотел обидеть кого-то, но сдержался.
Взрослый подходит к ребенку с куклой Катей и, наклонив ее к уху ребенка, шепчет ему что-нибудь хорошее или ласковое по секрету от всех.
* * *
«Молодец, ты не боишься забияк!» — говорит взрослый притесняемому ребенку в том случае, если видит, что его уверенное поведение не провоцирует агрессивного ребенка на совершение агрессивных действий.

* * *
Взрослый, будучи в поле внимания неуверенного ребенка, сжав в кулаки вытянутые перед собой руки, говорит: «Я, смелый заяц, — никого не боюсь!»

Стратегия на игнорирование
• Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей.
* * *
Взрослый делает вид, что не замечает неуверенности у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас».
Стратегия на стимуляцию удивления
Через неожиданность, новизну действий взрослого или ребенка с целью переключения на иное состояние.
* * *
«Ты всех так сильно толкаешь, а себя так сможешь?!»
* * *
Ребенок безобразничает, а взрослый подходит к нему и все, что думает, без голоса ему говорит.
* * *
Ребенок ударил кого-то, взрослый подходит к нему и спокойным или строгим голосом, рассматривая его кулак, говорит: «Эй, кулак, ты зачем бьешь других?»

Категория: Статьи | Добавил: srcsssdm (30.08.2019)
Просмотров: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • ГКУ "КРЦСССДМ
  • Copyright MyCorp © 2019uCoz