Здоровые отношения с миром и с самим собой строятся с раннего детства. С периода младенчества и до подросткового возраста ребёнка это ответственность родителей. Здоровый образ жизни — это не только зарядка по утрам, но и экологичное отношение в первую очередь к себе, к своему физиологическому, эмоциональному и психологическому здоровью.
Чтобы привить ребёнку здоровый образ жизни, родители сами должны следовать правилам ЗОЖ. Только если ребёнок будет понимать, что это не пустые слова для вас, он воспримет сказанное и применит к жизни.
В дошкольном возрасте для нашего организма особенно важны сон, питание, гигиена и активный образ жизни, а также распорядок дня. Плавающий режим как минимум рассредотачивает, как максимум приводит к дисбалансу нервной системы.
Правила здорового образа жизни школьника:
-Сбалансированное и вкусное питание.
-Спортивные занятия и подвижные игры.
-Закаливание.
-Распорядок дня, баланс повышенной активности и сна.
-Соблюдение норм гигиены.
-Отказ от вредных привычек.
-Режим сна.
Режим сна стоит подбирать индивидуально в зависимости от потребностей и привычек ребёнка. Не принуждайте его вставать рано, но и поощрять поздний подъём также не стоит. Если малыш любит просыпаться в 9 утра, не нужно насильно поднимать его в 7 часов, зная, что так «правильнее». Дети в раннем возрасте находятся в большем контакте со своим организмом, нежели взрослые люди. Поэтому если ребёнок, ложась в 21 час, сам встаёт в 6 утра, это и есть его норма.
До 6 лет норма для детского организма — 12 часов сна, включая дневной 1,5-часовой послеобеденный отдых.
Для 7 лет — 10–11 часов, также включая дневной сон длительностью 1 час.
Послеобеденный сон — очень важная часть распорядка дня ребёнка. При правильном графике сна дневной отдых способствует отсутствию гиперактивности и перевозбуждения.
Если ребёнок хочет знать, почему родители ложатся позже, объясните, что каждому возрасту соответствует свой распорядок дня. Можно также заметить, что многие взрослые хотели бы спать столько же, сколько и малыш.
Эмоциональное состояние детей зависит от психологической атмосферы в семье. Основные причины многих детских болезней — отрицательные эмоции, замалчивание своей душевной боли, не услышанность, стресс, переутомление и семейные конфликты.
Если ребёнку дома эмоционально комфортно и спокойно, он будет счастлив и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Тяжёлое эмоциональное состояние со временем перерастает в психосоматические заболевания, от которых ребёнку придётся избавляться десятилетиями с помощью психотерапевта. Ребёнку и подростку нужна любовь, понимание и принятие его не идеальности, как и каждому из нас. Взрослые — это те, кто может давать эту любовь, несмотря на стресс, конфликты и разочарования.
Правильное питание для детей.
Ребёнку в дошкольном возрасте рекомендуется четырёхразовое питание. Три раза в день необходимо есть горячую еду. Сбалансированное меню очень важно, но не меньшее значение имеет подход к еде. Стоит дать ребёнку понять, что еда — это то, что даёт силы, питает нас, делает наше здоровье крепким, а настроение хорошим. Но главное — не заставлять ребёнка есть и доедать всё до конца.
Хороший способ формирования грамотного отношения ребёнка к еде — диалог. Ответы на вопросы «Что бы ты хотел на ужин?» и «Сколько тебе положить?» взращивают в малыше чувство ответственности и самостоятельности с ранних лет. Естественно, ребёнок не всегда будет доедать всю порцию, которую заказал. Но, если он выработает привычку решать, что ему нужно, с малых лет, в будущем это поспособствует принятию ответственных решений.
Рекомендации по составлению рациона питания ребёнка.
Половина рациона должна состоять из не крахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т. д.).
Четверть рациона должна состоять из крахмалосодержащих продуктов (цельнозерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т. д.).
Оставшаяся часть рациона — это нежирное мясо (курица, индейка или постная говядина) и рыба. К меню добавляйте фрукты и нежирное молоко.
Не стоит запрещать ребёнку употреблять вредные продукты: газировку, чипсы, фастфуд и т. д. Запретный плод сладок — не давая возможности детям пробовать то, что им хочется, мы провоцируем их на срыв. В будущем это может привести к перееданию и различным заболеваниям пищеварительного спектра. Разрешайте ему в умеренных дозах есть то самое вредное. Хороший способ — приурочить обед в ресторане быстрого питания к какому-то мероприятию, например к сеансу в кино или походу к врачу.
Здоровый образ жизни и спорт.
Для каждого малыша главный пример и мотиватор — родители, поэтому активный образ жизни должны транслировать именно они.
Например, летом можно устроить велопрогулки, катание на самокате, роликах, игры в футбол, волейбол, баскетбол. Ходите также вместе в бассейн, на утреннюю пробежку, в походы. Зимой катайтесь на санках, коньках, лыжах. Это не только хороший метод воспитания и развития ребёнка, но и прекрасная возможность сплотить семью.
Спортивные секции, конечно же, дают достаточное количество спортивной нагрузки для тела, но проблема в том, что «здоровья» в жизни ребёнка может стать слишком много. Спорт далеко не всегда способствует оздоровлению, чаще он ориентирован на достижение целей. Если хотите, чтобы ребёнок был здоров, не отдавайте его в профессиональный спорт. Достаточно детского футбола или танцев, не спортивных, а развивающих.
Дети и подростки должны уделять физической активности не менее часа в день. Конечно, это не значит, что ребёнок обязан ходить в спортивную секцию ежедневно, достаточно пойти с ним на пешую прогулку или прокатиться на велосипедах, поиграть в любые подвижные игры: Казаки-разбойники, догонялки, ручеёк, стоп-земля, классики, скакалка , обруч.
Мероприятия по ЗОЖ для детей.
Посетить спортивное мероприятие, поддерживающее здоровье, можно:
-в бассейне;
-в парке, лесопарке города;
-на теннисном корте;
-на волейбольной площадке;
-в аквапарке;
-на скалодроме;
-в гимнастическом центре;
-на ледовом катке.
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей:
-Начинайте с себя и будьте примером для ребёнка в подходе к жизни и к удовольствию от неё.
-Не передавливайте, учитывайте особенности и характер вашего ребёнка.
-Обсуждайте. Обсуждайте всё.
-Не устанавливайте табу. Раскрывайте запретные темы.
-Делайте всё с удовольствием, тогда ваш малыш будет счастлив.
|