Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).
Психоактивное вещество (далее – ПАВ) – любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме способно вызывать психическую или физическую зависимость.
Основные причины употребления ПАВ:
• Уход от скуки, поиск ярких впечатлений, заполнение жизни чувственными переживаниями, любопытство;
• Получение возможности установления контактов с членами значимой группы, неумение сказать «нет», желание быть похожим на "крутого парня", на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей;
• Желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть и способом привлечения внимания;
• Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате - эксперименты от скуки;
• Решение проблемы плохого, неустойчивого настроения, уход от депрессии.
Задумайтесь: ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти. Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.
Социальные последствия употребления ПАВ: нарушение социального развития и функционирования – способности общаться с другими без психоактивного вещества, налаживать дружеские связи, любить, понимать других, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт, решать повседневные проблемы, делать успехи, преодолевать трудности. Другие последствия – конфликты в семье, в школе, прогулы, финансовые трудности, нарушение закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.
Психические последствия употребления ПАВ: проблемы с организацией собственной деятельности, нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию; эмоциональные нарушения – раздражительность, легкая возбудимость, склонность к сниженному настроению, агрессивность, злость, падение активности; нарушения мышления – изменение темпа и функций мышления, галлюцинации, чувство безнадежности, мысли о самоубийстве, действия, направленные на самоповреждение, попытки самоубийства, совершение самоубийства.
Другие медицинские последствия употребления ПАВ: изменяется внешний вид (вялая мимика, бессмысленный взгляд, монотонная речь, бледность, расслаивание ногтей, выпадение волос, похудание). Поражаются внутренние органы – нервная система, пищеварительная система, иммунная система, печень, сердце, дыхательная система (хроническое воспаление, снижение обоняния, его потеря), репродуктивные органы. Преждевременная смерть.
Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление ПАВ вашим ребенком:
- Общайтесь друг с другом. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
- Выслушивайте друг друга. Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку; выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним; не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо.
- Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
- Помните, что ваш ребенок уникален. Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.
- Не кричите, ведь ребенок действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите; похвалите своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день.
Что делать если Вы подозреваете, что Ваш ребенок употребляет наркотики:
- наблюдайте за ребенком, не демонстрируя преувеличенного внимания,
- обсудите Ваши наблюдения с ребенком (ни в коем случае не читайте мораль, не кричите, не угрожайте, не наказывайте),
- поддержите ребенка, проявив уважение и заботу,
- не верьте заверениям, что он сможет решить эту проблему самостоятельно, без специальной помощи,
- уговорите подростка обратиться к специалисту.
Дети – это наше будущее. Здоровые дети – это здоровое поколение. Системная профилактическая работа в семье является одним из важных разделов воспитательной работы.
|