Одним из самых сложных периодов как для ребенка, так и для его родителей является подростковый период. Именно в это время начинают возникать разногласия и зарождаются конфликты из сферы «отцов и детей». Подростковый возраст - один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодежь пошла!»
На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей, просто они другие. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать «периодом гадкого утенка», периодом неприязни и непринятия себя, а также отрицаний и страданий.
По-разному переживают дети - это время: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в первом, и во втором случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления. Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, они сами собой разрешаются.
Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии. Это холодные отношения с семьей, плохое материальное положение (может привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления); употребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные половые связи (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию). Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на последних уроках или после контрольных работ: подростки начинают громко говорить, хохотать. Смех, раздражительность, грубость становится одним из способов отреагирования нарастающего сексуального возбуждения. Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безграничного веселья к депрессивной пассивности).
Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции. При столкновении с теми или иными трудностями во взаимодействии с детьми необходимо учитывать, что подростки могут вести себя агрессивно не в силу «испорченности», а в связи со стремлением сохранить устойчивое представление о себе и окружающих в соответствии со своим опытом, защититься от низкой самооценки.
Основной проблемой в подростковом возрасте является заниженная самооценка. Самооценка - это мнение индивидуума о самом себе. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя.
В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку. Как проявляется чувство взрослости у подростка? В желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому; в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. У него появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Взрослых подростки делят на тех, кому можно, а кому нельзя доверять. Новому взрослому достаточно сложно завоевать доверие подростков (понадобится немалое время). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности. Взросление – особая фаза развития, характеризующаяся активацией процессов преодоления трудностей. Негативизм и агрессия – признаки преобразований и урегулирования. Необходимость тех или иных действий можно обсудить с подростками, выстроив картину их последствий. Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию: «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие», «Я отдаю» вместо детской «Я хочу, я беру». Стремления подростков вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха. Данный путь, несомненно, долгий и трудный. Подростки не сразу поверят в искренность ваших намерений и будут проверять их.
|