Подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало.
Окружение подрастающих детей меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, и их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток и появляются вредные привычки у подростков. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка.
Чаще всего дети перенимают у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки - это курение и употребление алкоголя.
Сегодня немаловажную роль занимают и психологические зависимости, и отдельная тема, к рассмотрению и анализу которой нужно подготовить ребенка основательно - это наркомания.
КУРЕНИЕ
В последние годы ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранение) установила ограничение на курение в общественных местах. Как известно, запреты привлекают подростков. Основной фактор риска, который повышает шансы сделать из ребенка курильщика, - это окружение. Среди юношей и девушек бытует мнение, что курить – это круто, интересно, помогает повзрослеть.
Дети стремятся быстрее стать взрослыми. Им кажется, что неопределенность и множество проблем решатся во взрослой жизни. Они стремятся выглядеть более развитыми в кругу знакомых, интересными для тех, кто на них не обращает внимание. Пути для решения таких задач не всегда правильны, а обществом могут навязываться стереотипы, что через вредные привычки все эти цели будут достижимы хотя бы частично.
На желание курить влияют такие факторы:
- попытки влиться в новую компанию;
- желание походить на взрослых;
- попытка произвести впечатление.
Что могут сделать взрослые:
- беседы с подростками о вредных привычках;
- помощь в поиске других путей отличаться;
- пересмотр ценностей и поиск положительных качеств у ребенка, которые заинтересуют его сверстников;
- информирование о вреде курения;
- истории из реальной жизни, которые можно рассказать ребенку.
Не рекомендуется навязывать какую-либо информацию. Родителям лучше рассказывать то, что они считают нужным, но в абстрактном представлении, а у ребенка возникнут свои взаимосвязи. Необходимо донести до ребенка, пусть даже на собственном примере, что большинство курильщиков пожалели о том, что когда-то пристрастились к этой пагубной привычке.
Помните, механизм подражания – основной инструмент, который толкает детей к курению.
|