Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышенная эффективность их профилактики.
Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков - правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность, безразличие, грубость.
Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
Факторы, имеющие воспитательное значение.
Ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.
· Принимайте активное участие в жизни семьи.
· Старайтесь находить время, чтобы поговорить с ребенком.
· Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.
· Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.
· Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
· Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.
· Уважайте право ребенка на собственное мнение.
· Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
· С уважением относитесь ко всем членам семьи.
· Старайтесь меньше совершать ошибок.
· Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.
· Доверяйте всем членам семьи.
· Боритесь не с ребенком, а с проблемой.
К великому сожалению, подростки далеко не сразу начинают понимать свои ошибки, потому, что у них недостаточно жизненного опыта, который бы позволял самостоятельно принимать верные решения, находить достойный выход из сложных ситуаций и обстоятельств.
Поэтому, для них особо важны совет, подсказка, доброе слово старших. Но всегда ли рядом оказывается тот, кому они безоговорочно верят и доверяют, следуют его назиданиям? Увы, не всем подросткам везет в этом смысле.
Оставшись в одиночестве, подросток чаще всего руководствуется мимолетными порывами, а не прислушивается к голосу разума.
Задача взрослых – вовремя услышать крик о помощи и правильно среагировать на него.
Помните! Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.
|