Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, борясь с проявлениями и последствиями.
В настоящее время выделяют следующие негативные проявления в детской и подростковой среде:
- безнадзорность, беспризорность и правонарушения;
- жестокое обращения и насилие в отношении несовершеннолетних;
- семейное неблагополучие;
- употребление ПАВ (алкогольная продукция, табакокурение, токсикомания, наркотическая зависимость);
- нехимическая зависимость (азартные игры, интернет-зависимость);
- ксенофобия (неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому) и экстремизм;
- аутоагрессивное поведение (проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении).
На сегодняшний день выделяют 4 основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений.
1. Социально-экономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение, оказывающее негативное влияние на жизнь подростка).
2. Личностные, возрастные факторы.
Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Если социальное окружение неблагоприятно и взаимоотношения внутри него нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации.
3. Недостатки воспитательной работы, разрыв между воспитанием и образованием.
4. Внешние условия и обстоятельства. Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.
-Уклонение от учебы
-Низкая общественно-трудовая активность
-Негативные проявления вредных привычек
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым
-Негативное отношение к воспитательным мероприятиям
Работа по профилактике негативных проявлений носит систематический характер и строится она по следующим направлениям:
- Работа по раннему выявлению несовершеннолетних с отклоняющимся от нормы поведением с целью своевременной коррекции и реабилитации.
- Контроль за своевременным предоставлением информации о детях, склонным к негативным проявлениям.
- Вовлечение несовершеннолетних в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использование общественных поручений.
- Выявление семейного неблагополучия и организация работы с данной категорией семей.
Следует отметить, что профилактическая работа с несовершеннолетними - процесс сложный и продолжительный, требующий определённых усилий как со стороны органов профилактики, так и со стороны родителей.
|