Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи.
Под жестоким отношением к детям следует понимать любое действие или бездействие по отношению к нему со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.
Виды жестокого обращения с детьми:
1. Юридическое – деяния родителей по отношению к ребенку, запрещенные законом, их совершение влечет определенные правовые последствия.
2. Медицинское – действия или бездействие родителей, приведшее к наступлению последствий, потребовавших оказания ребенку медицинской помощи.
3. Социологическое – насильственные действия родителей, обусловленные дисфункциональными детско-родительскими отношениями.
4. Психологическое – действия родителей, устранение последствий которых требует оказания ребенку психологической помощи.
Причиной жестокого обращения с детьми является социально-психологическая незрелость ребенка, его зависимость от родителей или лиц, их заменяющих, в результате чего ребенок оказывается удобным, а зачастую единственно возможным объектом для демонстрации этими лицами своей власти и контроля либо отреагирования отрицательных эмоций.
Физическое насилие - умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск возникновения таких последствий. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.
Эмоциональное насилие - постоянное унижение, порицание и упреки; постоянное негативное сравнение с другими детьми; убеждение ребенка в том, что он - «обуза» или «ошибка» родителей; крики, угрозы или запугивание; игнорирование ребенка ради наказания или из чувства отвращения к нему; лишение ребенка объятий или других проявления родительской любви; проявление насилия при ребенке в отношении супруга, детей, животных; систематические оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения к нему или отвержение, которые приводят к возникновению устойчивых эмоциональных или поведенческих нарушений.
Психическим насилием будет так же однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.
Мотивы сексуального насилия:
1. Случайное (расторможенность влечений в состоянии опьянения).
2. Удовлетворение полового влечения (нарушение сексуального влечения по объекту).
3. Демонстрация власти и контроля
Медицинское насилие - постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.
Жестокое отношение к ребенку может повлечь за собой:
- Смерть.
- Вред здоровью.
- Инвалидность.
- Отставание в физическом развитии.
- Инфекционные заболевания, в том числе передаваемые половым путем.
- Психосоматические болезни.
- Беременность в подростковом возрасте.
Влияние на психическое здоровье:
- Задержка психического развития.
- Расстройства адаптации.
- Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, страх.
- Снижение самооценки, восприятие себя как испорченного, беспомощного.
- Плохая успеваемость в школе.
- Нарушения поведения: агрессивность, уходы из дома, сексуализированное поведение, промискуитет.
- Трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Социальные последствия:
- Неспособность стать эффективным членом общества.
- Девиантное поведение: алкоголизм, наркомания, проституция, противоправные действия.
- Неспособность стать хорошим родителем и семьянином. Жестокое обращение с собственными детьми
Методы и условия формирования нравственности у ребенка в семье:
- Атмосфера любви и сердечной привязанности, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
- Атмосфера искренности. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность и как следствие отсутствие веры в слова взрослого.
- Разъяснение. Чтобы слово воспитало, оно должно оставлять след в душе, мыслях ребенка, а для этого нужно учить вникать в смысл слов. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Подростки требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Дошкольника убеждает глубокая вера в слова взрослых. С ребятами старшего школьного возраста можно и нужно размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность сближает взрослого и ребенка.
- Крайней мерой считается наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Ребенок должен знать, за какое конкретное дело его наказывают и почему оно плохое.
1) Порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребенка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.
2) Запрещение. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям: «можно», «надо», «нельзя».
3) Регулярный труд в присутствии ребенка и вместе с ним.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию его нравственности.
Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
В заключении хочется обратиться с просьбой: исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Каков батька, таковы и детки» (народная мудрость).
Ребенок должен воспитываться в любви, а любовь, мы узнаем, прежде всего, в семье. Дети часто не разбираются в собственных потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них есть свой язык любви. Чтобы воспитать ребенка правильно, родители должны знать его язык любви. А когда ребенок слишком мал, и невозможно определить его язык, нужно говорить на всех:
- Слова поощрения – мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки.
- Время – вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Хотя бы несколько минут в день. Помните, это главное.
- Подарки – не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете их, и дарите их со словами любви, тогда вы удовлетворяете потребность в любви.
- Помощь – помогайте с любовью.
- Прикосновения – любому ребенку необходима ласка. Но учитывайте при этом его возраст, темперамент и т.д.
|