Интернет – величайшее изобретение, дающее новые возможности человечеству. Но, как и все хорошее, он имеет и обратную сторону медали – развитие интернет-зависимости. Особенно это актуально, если речь идет о неокрепшей детской психике. Чтобы избежать серьезных последствий интернет-зависимости, необходимо вовремя предотвратить ее развитие.
Особенности профилактики интернет-зависимости у детей и подростков.
Согласно опросам, около 70% студентов и школьников относят компьютер к своим главным интересам. Наиболее увлеченные дети могут проводить за компьютером до 18 часов в день.
Во многих современных семьях нет особых ограничений относительно времени пребывания в сети. К тому же, родители сами могут много времени проводить за компьютером. Это ведет к развитию интернет-зависимости. Она сопровождается социальной дезадаптацией и специфическими нарушениями психики. Профилактика интернет-зависимости позволяет вовремя избежать этих проблем.
Зависимость от компьютера оказывает негативное влияние на эмоциональное, психическое и физиологическое здоровье ребенка. Это может выражаться в нарушении режима, излишней раздражительности и бессоннице. Из-за длительного нахождения в статичной позе может развиться сколиоз и снизиться зрение. Попытки ограничить ребенка в интернете часто заканчиваются ссорами и скандалами.
Профилактика интернет-зависимости у детей предполагает грамотную организацию процесса взаимодействия с компьютером. До ребенка нужно донести, что интернет является лишь частью реальной жизни, а не ее заменой. Также следует поощрять встречи с друзьями, творческие начинания и спортивные увлечения.
Профилактика интернет-зависимости у подростков бывает первичной и вторичной. Первичная предполагает знакомство детей с признаками зависимости. Она направлена на нормализацию психической адаптации учеников. Эта мера сопровождается регулярными публикациями на тему компьютерной зависимости и созданием службы «психологической помощи». Как правило, этим занимаются учебные учреждения.
Вторичная профилактика интернет-зависимости у школьников сопровождается восстановлением социального и личностного статуса детей.
С этой целью проводятся мероприятия, основанные на изучении личности компьютерных аддиктов. Разрабатываются схемы нормализации самооценки у детей разных возрастов.
О том, как предотвратить интернет-зависимость, нужно думать уже на этапе знакомства ребенка с компьютером. Важно наблюдать за его поведением и реакциями. Агрессия и раздражение при недоступности интернета служат тревожными звоночками.
Предпосылки к развитию интернет-зависимости:
- создание ребенком виртуального образа, далекого от реальности;
- чрезмерное влечение к компьютерным играм;
- превалирование общения в сети перед реальным;
- злоупотребление временем нахождения в сети в ущерб урокам и прежним увлечениям;
- острая необходимость постоянного взаимодействия с окружающим миром с помощью интернета.
При появлении описанных признаков необходимо принимать срочные профилактические меры. Важно не оказывать чрезмерного давления на ребенка. Задача родителя заключается в обучении рационального использования Глобальной сети. Необходимо развить в ребенке самоконтроль и дисциплину. Это позволит избежать нежелательных последствий в его поведении.
Как защитить ребенка от интернет-зависимости.
Методы профилактики интернет-зависимости подбираются с учетом того, чем именно занимается ребенок в сети. Например, при склонности к компьютерным играм желательно наблюдать, каким играм он отдает предпочтение. Можно предложить замену в виде развивающих игр. Важно относиться к интересам ребенка с уважением, но при этом предлагать ему что-то более полезное.
Необходимо учитывать следующие рекомендации по профилактике интернет-зависимости:
- Защитить ребенка от негативного влияния интернета поможет собственный пример. Если родитель все свободное время проводит с телефоном в руках, ребенок будет ему подражать.
- Следует вовлекать чадо в семейные мероприятия и общественную жизнь. Цель – показать ему, что в жизни есть масса интересных занятий.
- Необходимо проанализировать собственный подход к воспитанию ребенка. Важно, чтобы он способствовал его реализации в обществе. В противном случае ребенок будет искать ее в виртуальном мире.
- При общении с подростком необходимо делать акцент на важности его интересов и увлечений. Следует поощрять их и помогать в реализации. Например, если ребенка интересует футбол, нужно отдать его в спортивную секцию.
- Нужно быть честным со своим ребенком. Дети на интуитивном уровне чувствуют ложь. Это может подорвать доверие в отношениях.
- Действенной мерой профилактики интернет-зависимости специалисты считают анализ поведения ребенка. Необходимо вовремя отслеживать любые изменения в его реакциях на жизненные события.
- При чрезмерном увлечении компьютером стоит сразу обозначить границы. Это следует сделать в самом начале. Для напоминания можно использовать таймер или будильник. Оптимальное время нахождения за компьютером – 2 часа в день.
- Желательно рассказать ребенку о возможных последствиях интернет-зависимости. Они могут касаться как психики, так и физиологического здоровья.
- Если ребенок чрезмерно закрыт и необщителен, ему может помочь работа с психологом. Она предотвратит развитие интернет-зависимости на почве личных переживаний.
Соблюдая рекомендации по профилактике интернет-зависимости, можно избежать многих проблем в общении с ребенком. Если его жизнь наполнена интересными занятиями, тяга к виртуальной жизни значительно снижается. Компьютерную зависимость гораздо проще предотвратить, чем устранять ее последствия в дальнейшем.
|