«Детское воровство – это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании». Среди различных форм девиантного поведения подростков, в последнее время в России всё большее распространение получают воровство, кражи, грабежи.
Сегодня особого внимания требуют многие детские и подростковые проблемы. Одна из них – воровство. В связи с этим становится актуальным выявление факторов (причин) появления и разработка эффективных профилактических мер таких асоциальных поступков, как в школе, так и в семье.
Есть несколько причин, почему дети могут брать без спроса чужие вещи. Если воровство становится повторяющимся эпизодом, то это очень серьезный повод для беспокойства.
Воровать – преступно присваивать, похищать чужое.
Воровство – действия, направленные на присвоение чужого.
Выделяют два вида воровства:
• бесцельное (клептомания);
• преднамеренное.
Причины воровства несовершеннолетних, общественно-социальные последствия, предупреждение краж находятся в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей. Учёными описаны типология и возрастные особенности, мотивы воровства подростков, изучены представления детей, склонных к воровству, установлены причинно-следственные связи между кражей и травмирующими обстоятельствами жизни ребёнка, разработаны технологии профилактической и коррекционной работы с подростками и их родителями.
Факторы подросткового воровства
I. Наследственные (биологические) - врождённые нарушения психики и интеллекта ребёнка, не позволяющие ему осознать и реализовать в поведении нравственные нормы и ценности, представления о своей и чужой собственности;
II. Средовые:
- негативный пример родителей, сверстников;
- социальные условия, побуждающие подростка к воровству (трудное материальное положение семьи, чрезмерная занятость родителей); - употребление алкоголя и наркотиков в семье;
- утверждение родителями словесно и своим поведением антисоциальных образцов поведения;
- утрата положительного влияния семьи и сближение ребёнка с негативной группой сверстников; - равнодушная или попустительская реакция ближайшего социального окружения на факты детского воровства.
III. Педагогические:
- непродуктивные стратегии воспитания в семье и школе (недостаток внимания и любви к ребёнку со стороны родителей);
- нарушение материнской или отцовской привязанности, игнорирование потребностей подростка в эмоциональном контакте; - трудности в общении с родителями; унижение подростка, игнорирование первичных проявлений нарушений нравственных норм; неадекватные требования к подростку со стороны педагогов или родителей; -непонимание коммуникативных «посланий», содержащихся в поведении ребёнка и др.
Перечисленные факторы (причины) при соответствующих благоприятных условиях запускают следующий механизм возникновения склонности подростка к воровству:
• искажение в системе ценностей подростка,
• неадекватные представления,
• первичное проявление неадекватных моделей поведения,
• закрепление неадекватных моделей поведения, формирование привычки к воровству,
• противоправные действия.
Что делать, если ребенок уже что-то украл?
Советы родителям!
• Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
• Доходчиво расскажем о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний человека, лишившегося любимой вещи (а ребенку постарше – и о правовых).
• Откажемся от навешивания ярлыков, называя ребенка воришкой, не будем красить образ в черный цвет.
• Не обсуждаем возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка. Помним золотое правило воспитания: ругай наедине, хвали при всех.
• Запомним, что фразы типа «Как ты мог?» являются бесполезными и даже вредными. Вместо этого риторического вопроса лучше задать заинтересованное «Почему?».
• Избегаем сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Вот я никогда…».
• Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
• Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
• По возможности исключаем ситуации, провоцирующие воровство (не оставляйте без присмотра деньги и вещи, представляющие ценность).
• Подумаем о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие или ошибки в системе воспитания.
Профилактика подросткового воровства.
Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.
Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права ими распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Активность ребенка хорошо направить «в мирное русло»: необходимо выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью. Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы, как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.
В заключение можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения подростка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража или воровство свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!
|