Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, вызывает повышенный интерес к себе со стороны сверстников, привлекает всеобщее внимание, и зачастую, становится «жертвой» буллинга, т.е. объектом агрессии со стороны сверстников. Часто дети с ОВЗ не могут постоять за себя самостоятельно, и «агрессоры» этим активно пользуются.
Буллинг принимает различные формы: словесные оскорбления, физическое насилие, кибер-травля в социальных сетях. Последствия буллинга затрагивают и влияют на всех участников. «Жертва», помимо физического насилия, получает психологическую травму, которая нередко влияет на дальнейшую жизнь.
Травля детей с ОВЗ, может длиться годами, причем постороннему наблюдателю со стороны это может быть не заметно. Необходимо обращать внимание на поведение детей на уроках, переменах, в коридорах, в столовой, на культурно-развлекательных мероприятиях. Стоит насторожиться, если, например дети, собираются около кого-то, толкают и обзывают его. Или изолируют ребенка, не допуская до своей группы
Одним из лучших способов борьбы с травлей в школе является комплекс мероприятий, проводимых учителем предметником, классным руководителем, школьным психологом и администрацией школы. Проблема буллинга относится ко всем возрастным группам, поэтому проводить профилактику следует во всех классах, начиная с начальной школы. Так же очень важно проводить беседы с родителями, не только детей с ОВЗ, но и всех школьников.
На классном часу или общешкольном мероприятии необходимо проводить беседы о буллинге, детей нужно подводить к этому вопросу так, что бы они сами осознавали, что травля и давление недопустимы в любой группе. Эффективным методом профилактики, является совместный просмотр фильмов о буллинге, например «Класс коррекции» 2014, «Класс» 2014, «Чучело» 1983. Учащиеся обычно сопереживают героям фильмов, проникаются их чувствам и переносят эти образы на реальные жизненные ситуации. После просмотра необходимо обсудить увиденное, причем дать высказать каждому ребенку свое мнение, подвести итоги. Важно, заметить: слушая мнения друг друга, школьники учатся терпению, к ним постепенно приходит осознание, что все люди разные, имеют свои индивидуальные особенности. Кроме того, хорошим заданием для детей является написание сочинения о буллинге и его последствиях, в процессе работы они глубже изучат это вопрос, в дальнейшем эти сочинения дети зачитывают на классных часах. В дружном коллективе, риск возникновения буллинга снижается и дети с ОВЗ являются частью команды, поэтому так же необходимо проводить тренинги и игры, направленные на сплочение коллектива.
|