Подростковый период… Время истерик, ссор, неповиновения, открытого бунтарства, импульсивных, нелогичных поступков. Время, когда ещё милый и послушный ребёнок вдруг превращается в агрессивную личность, которая доставляет проблемы и себе, и окружающим. Но непокорность и грубость в переходном возрасте не являются осознанным выбором, это лишь один из этапов взросления, который нужно преодолеть.
Взрослые, впервые сталкиваясь со сложностями переходного возраста, задаются вопросом, что происходит с их детьми? По официальному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подростковый возраст является периодом роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Эксперты подчёркивают, что именно в этот период физически меняются тело и гормональный фон, перестраивается мозг, а также усугубляются психологические проблемы, возникают конфликты с друзьями и со сверстниками, заостряются противоречия с педагогами, родными и близкими. Этот период становится плодотворной почвой для появления и развития пагубных пристрастий разного рода.
В статистике подростковых зависимостей первые места занимают алкогольная, наркотическая, зависимость от табака, вейпов, снюсов и спайсов, от медицинских препаратов, одержимость интернетом и лудомания (геймомания). По утверждению специалистов, асоциальное подростковое поведение и зависимости не появляются на ровном месте: им обязательно нужен своеобразный триггер. Существует много факторов, которые могут довести до состояния психического срыва:
-любопытство и жажда чего-то нового;
-повышенное психоэмоциональное напряжение и чрезмерная чувствительность;
-чувство одиночества и ненужности, протест, попытки привлечь внимание;
-проблемы и стрессы в семье и в школе;
-желание казаться взрослее своего возраста, не отличаться от других;
-желание подражать кумирам и лидерам мнений в молодёжной субкультуре.
Процесс формирования аддиктивного поведения имеет 3 этапа:
1 этап – ненавязчивая увлечённость, лёгкое экспериментирование, своеобразная «проба пера», когда подросток, не осознавая в полной мере грядущую опасность, принимает роковое решение попробовать что-то запрещённое впервые. Испытанные на этом этапе приятные эмоции и запускают процесс привыкания.
2 этап – устойчивая психофизическая потребность, когда появляется необходимость увеличивать продолжительность зависимости в геометрической прогрессии, чтобы достичь того же эффекта удовольствия.
3 этап – стойкая зависимость, когда неоднократные попытки сократить или остановить аддиктивное поведение не увенчались успехом, и в организме человека начинают происходить физиологические и психологические изменения на структурном уровне. На этой стадии изменяется личность подростка, страдает социальная, учебная и профессиональная деятельности.
С медицинской точки зрения любая зависимость - это хроническое, прогрессирующее заболевание, которое с трудом поддаётся лечению, так как нужен комплексный подход и длительный период времени. К большому сожалению, ни один специалист не даёт 100% гарантию полного избавления от зависимости, и даже после успешно пройденного лечения остаётся проблема возможного возвращения всех признаков зависимости. Взрослым следует помнить, что появление нездоровых привычек гораздо легче предупредить, чем потом их лечить, героически преодолевая трудности на пути возвращения подростка к полноценной жизни в социуме, восстановления разрушенных отношений и утраченных связей, возрождение квалитативных навыков общения с окружающими.
Что же делать родителям, которые заметили, что у их ребёнка начала проявляться зависимость? Эксперты дают следующие советы, как вести себя в такой ситуации:
1. Ни в коем случае не поддаваться панике и постараться сохранять хладнокровие.
2. Максимально изучить, структурировать и обобщить информацию по данному вопросу.
3. Не использовать заведомо проигрышные методы работы по профилактике подростковых зависимостей: не запугивать, не применять морализаторство, не прибегать к запретам.
4. Обратиться к специалистам, так как самолечение может лишь навредить и привести к необратимым последствиям.
Следует также учитывать тот факт, что некоторые признаки отклоняющегося от нормы подросткового поведения могут быть вызваны совершенно другой причиной, которая абсолютно не связанна с развитием той или иной зависимости. Ни советы друзей, ни народные средства, ни круглосуточное дежурство у мониторов компьютеров не помогут решить данную проблему. Только грамотный квалифицированный специалист способен разобраться в вопросе и правильно подобрать схему лечения, что значительно увеличит шансы на положительную динамику, выздоровление и отсутствие возможных рецидивов в будущем.
Никто иной, как взрослые, должны поставить запятую в ярком примере амфиболии: «Лечить, нельзя запустить».
|