Положительное влияние проявляется в том, что интернет:
1.Создает неограниченные возможности для быстрого получения в неограниченном объеме разнообразной информации;
2.Повышает уровень знаний и интересов потребителя;
3.Расширяет пространство общения молодых людей, преодолевая расстояния и границы;
4.Развивает ряд психофизических навыков - рефлексы, координацию движения, концентрацию внимания;
5.Обеспечивает за счет анонимности сохранение в неприкосновенности частной жизни;
6.Позволяет за счет игр, общения в социальных сетях, потребления кинопродукции и проч. организовать досуг, не требуя дополнительного свободного времени и реального перемещения в пространстве.
Негативное влияние Интернета проявляется в следующем:
1.Распространение через сеть преступных идей (например, экстремистские и террористические организации, секты и т.п.), киберпреступности (например, хакерство);
2.Использование анонимности в целях проявления асоциального поведения, интернет-хулиганство;
3.Информационное насилие - ложная или агрессивная информация, преследование личности.
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Это болезнь современности, которая до конца еще не изучена. Проведенные исследования на предмет интернет-зависимости доказали, что длительное пребывание в сети интернет приводит к изменению сознания и работы головного мозга, что в свою очередь ведет к потере обучаемости и возможности глубоко мыслить.
Развитие интернет-зависимости происходит в три этапа:
1 этап - обязательства. Знакомство с интернетом и его возможностями, открытие повой реальности, обострение чувства азарта и ожиданий, ощущение притока сил и снятие напряжения после трудного дня, исчезновение ощущений одиночества и тоски, возникновение эйфории от предвкушения процесса погружения в сеть, ощущения покоя после удачной сессии;
2 этап - замещение. Вытеснение внешних раздражителей вследствие погружения в пространство сети, селекция информации и круга общения, отход тем общения от повседневных проблем реального мира, возможность изменять темы и выйти из сети в любой момент;
3 этап - бегство. Углубление зависимости до потребности в бегстве от реального мира в мир интернет-пространства.
Говоря о зависимости подростков от интернета, можно выделить следующие ее последствия:
1. психологические, к которым могут быть отнесены проблемы сексуальной жизни, увлечение порнографическими сайтами, нарушение вербальной коммуникации вследствие упрощения и отдаленности адресата, возникновение социальных фобий, изменение характера потребностей, ограничиваемых возможностями сети, исчезновение желания строить планы и искать пути их реализации, изменение периодов активности и отдыха в течение суток (что влияет на гормональное состояние организма и выработку полезных веществ);
2. социальные, которые проявляются в снижении интереса к контактам в семье и в учебном заведении, в желании отделиться от внешних процессов, погружаясь в реальность киберпространства;
3. физиологические и физические, проявляющиеся в ослаблении зрения, заболеваниях опорно-двигательного аппарата в результате длительного нахождения в одном положении, в нарушениях сна.
Адиктивное поведение в разной степени присуще большинству людей. Проблема адикции обостряется тогда, когда в сознании человека начинает доминировать тяга к бегству от реальности, связанная с изменениями психического состояния. В данной ситуации Интернет выступает прежде всего средством осуществления анонимных социальных интеракций, где особенное значение приобретает ощущение безопасности при их реализации (например, электронная почта, чаты, форумы и т.п.). Еще одним фактором притягательности является возможность реализации представлений, фантазий с обратной связью, возможность создавать новые образы собственного Я и т.п. Наконец, сеть помогает преодолеть дефицит общения, позволяя общаться только с теми, с кем желает сам человек.
неограниченное пользование компьютером вызывает дистресс;
использование компьютера наносит вред физическому и психологическому состоянию, межличностным и семейным отношениям, экономическому и социальному статусу личности. Голдберг считает, что существует связь интернет-зависимости с такими патологиями, как трудоголизм и гемблииг (игромания).
На подростков не меньше интернета влияют другие источники информации, появившиеся в начале XX века, в частности телевизионные программы усиливают проявления в подростковой среде насилия и агрессии. Например, в исследованиях, проведенных в середине 1980-х гг., в которых в качестве испытуемых выступали мальчики-подростки из Австралии, Израиля, Польши, США и Финляндии, обнаружено, что проявления насилия и агрессивности не связаны с национальной принадлежностью, а зависят от частоты и длительности просмотра подростками телепередач и кинофильмов, содержащих сцены насилия и агрессии и что воздействие домашнего просмотра обладает кумулятивным эффектом. Это провоцирует выработку у подростков установок и паттернов поведения, связанных с проявлениями насилия в конфликтных и трудных ситуациях. Эти проявления усиливаются, если подросток находится в социально неблагоприятной среде (неблагополучные семьи, маргинальное окружение, депрессивные состояния и т.д.).
Развитие информационного общества с особой остротой ставит задачу информационной безопасности всех членов общества, что особенно актуально в период формирования и активного развития личности. Информационная безопасность связана с таким явлением, как информационная культура - значимый компонент культуры личности и общества. Информационная культура включает в себя:
развитую потребность в получении новой значимой информации;
систему взглядов, убеждений, знаний и умений, обеспечивающих целенаправленный самостоятельный поиск необходимой информации;
умение выделять из общего потока информации ту, которая нужна для решения проблемы, достижения цели;
умение использовать разнообразные источники информации - традиционные (энциклопедии, словари, научные, научно-популярные и художественные произведения) и современные электронные средства информации (интернет, электронные СМИ и др.);
умение анализировать информацию, отличать подлинную информацию от ложной;
умение критически оценивать источник информации;
умение сравнивать, соотносить, обобщать информацию, полученную из разных источников.
С психологической точки зрения информационная культура представляет собой личностное образование, включающее мотивационно-потребностные компоненты (потребность в информации), эмоционально-ценностный (отношение к информации, ее оценка), поведенческий (умения, приемы, способы), обеспечивающие продуктивное взаимодействие человека с информационными потоками.
Среди задач развития информационной культуры современного подростка можно выделить:
умение работать с информацией, включенное в представление молодого человека о собственном будущем, как в профессиональной сфере, так и в сфере самообразования, досуга и т.п.;
понимание необходимости информационной культуры для личностного развития и плодотворной жизни в обществе;
развитие информационных потребностей, связанных с решением конкретных задач, что проявляется в умении ставить вопросы, отражающие информационные потребности;
развитие инициативы в поиске информации для постановки новых задач;
знание различных информационных источников, способов организации и распространения информации;
умение выделять и находить необходимые и адекватные источники информации, сравнивать различные пути получения информации и выбирать оптимальные;
способность критически относиться к получаемой информации с точки зрения, как ее содержания, так и ее источников;
умение отбирать нужную информацию, идентифицировать наиболее существенные и второстепенные аспекты информации;
умение продуктивно применять полученную информацию для теоретических и практических целей[2].
Как известно, среди подростков - пользователей сети интернет ученые выделяют основные психологические типы: любознательные, бунтари, тусовщики, потребители, ботаники, деловые, игроки. Каждый из названных типов не только обладает особенными признаками, но и требует собственных форм взаимодействия с социумом, взрослыми, институтами, способными преодолеть последствия возникающей зависимости от сети.
Для зависимых любознательных подростков-пользователей взрослый должен уметь стать для подростка интересным собеседником, способным компетентно внести системность в его информационное пространство, выделить наиболее актуальные для него темы, предложить варианты рационального использования полученной информации. Работа с бунтарями предполагает анализ причин «бунтарства» и попытку сменить стратегии общения, одновременно принимающие позицию подростка, а для тусовщиков взрослые должны стать «проводниками новых идей», способных «заразить» подростковую аудиторию и направить ее интерес к информации в конструктивное русло.
Большая часть подростков относится к категории потребителей, что обусловлено не только потребительским настроем современного подростка или потребностью в современной форме получения и обмена информацией в контексте коммуникации, но и привычкой активно пользоваться информацией сети в целях решения задач, связанных с образованием. Такая категория подростков нуждается, прежде всего, во внимании взрослых, способных воспринимать и принимать ее интересы, терпеливо разъяснять суть ценности потребляемой подростком информации.
Такие категории, как ботаники, деловые и игроки, схожи тем, что они испытывают заметные проблемы в общении с внешним миром и социумом. В частности, ботаники погружены в информационное пространство, связанное с поиском научной и образовательной информации в сети, слабо социализированы, ограничивают круг своего общения конкретными темами и задачами. Деловые подчеркнуто стремятся к независимости, взрослости, пытаясь быстро самореализоваться. Игроки – это часто одиночки, ограничивающие свое общение с компьютером или с группой, участвующей в игре. Задачи общества – оказать психологическую помощь этим группам подростков путем создания особенных условий для социализации и развития коммуникативных навыков.
|