Не всегда и не со всем можно и нужно соглашаться. Иногда важно уметь сказать «нет», чтобы отстоять свои границы и интересы, чтобы не потерять себя в желаниях и ожиданиях других. Как научиться отвечать «нет»?
Компания подростка — один из главных поводов для беспокойства родителей. И от того, умеет ли ребенок говорить «нет» и выстраивать личные границы, во многом будет зависеть, не поддастся ли он чужому влиянию.
Не бояться говорить «нет»!
Мы с детства учим детей не обижать других. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они начинают думать, что сказать «нет!» — это плохо. Возникает противоречие между тем, чего они хотят, и тем, что делают. Даже когда ребенку что-то не нравится, он все равно на это соглашается, только чтобы не обидеть другого.
Чужое влияние — это опасно?
Для маленького ребенка мама и папа являются идеалом. Взрослея, он понимает, что родители несовершенны, и начинает искать другие ролевые модели, первым делом среди друзей. И вот у них уже много общего. Например, кто-то один придумал ритуал приветствия — и все в компании его повторяют. Или, может быть, подросток покупает одежду той же марки, что и его друзья, потому что так принято (рекламщикам даже делать ничего не нужно). Эти влияния не так уж опасны — разве что для родительского кошелька.
Однако бывают и другие, и они могут сильно навредить. Например, если один или несколько друзей ребенка подталкивают его к употреблению спиртного, прогулам, нарушению закона и так далее.
Если какая-то компания вынуждает ребенка полностью порвать с прежней жизнью, нужно быть начеку, потому что речь может идти о секте.
Если ребенок осознает, что с ним происходит, он может научиться говорить «нет». Объясните подростку, что если он слышит в ответ что-нибудь вроде «на тебя нельзя положиться», не нужно идти на поводу у говорящего. Эта фраза не что иное, как эмоциональный шантаж. Главное, держаться твердо и отвечать, что всего лишь действует в соответствии со своими убеждениями и что если человек ему друг, то он может (и должен) понять.
Если подросток хочет помочь кому-то, кто не осознает, что подпал под чужое влияние, он должен знать, что всегда может к вам обратиться. В подобных ситуациях чаще оказываются подростки с низкой самооценкой, и в таком случае семья должна подбадривать, говоря что-то вроде «ты же знаешь, мы тебя любим», «мы гордимся тобой» и так далее. Если все зашло слишком далеко, лучше обратиться к психологу. Взрослый, у которого в прошлом были сомнительные знакомства, тоже может рассказать о своем неблагоприятном опыте: это способ призвать к осторожности, не говоря ничего напрямую.
Алкоголь и наркотики.
Не секрет, что алкоголь и наркотики обладают особым действием на организм человека – обезболивают, расслабляют, снижают контроль.
При потреблении алкоголя человек вначале может становится более коммуникабельным, импульсивным, а также может совершать действия, которые в обыденной жизни в трезвом состоянии не делает. После выпитых нескольких рюмок у человека может наступить бесконтрольное поведение с последующей амнезией. То есть, совершая действия человек может о них и не помнить назавтра.
Наркотики – это то, с чем могут столкнуться подростки на вечеринках, в клубах, на дискотеках. Их могут добавлять в коктейли. Некоторые наркотики обладают действием, после которого человек теряет сознание. Человек, который потерял сознание не может сказать: «Нет» и над ним могут совершить насильственное действие.
Об этих фактах нужно беседовать со своими подростками!
Почему выбирают за меня?
Во время учебы в школе от ребенка рано начинают требовать важных решений, просят делать выбор. Хотя он может, например, не знать, чем хочет заниматься, или сомневаться в своем выборе. И нам, родителям, важно понять, что это нормально, потому что ребенок ищет себя. Проблема в том, что мы уже имеем определенный жизненный опыт, и нередко думаем, будто наш долг — показать самый верный путь к успеху. Этим добрым намерением можно объяснить, почему иногда выбор подростка не встречает у нас одобрения.
Есть и такие родители, которые проецируют на детей собственные желания и думают, будто у них непременно должны быть те же увлечения (например, желание играть на пианино), хотя на самом деле это не так.
Как помочь?
Аккуратно высказывать опасения и давать советы, и всегда выслушивать мнение ребенка. Интересоваться его увлечениями и поддерживать, если ему или ей необходимо время, чтобы определиться с выбором.
Как сказать «нет», не обидев человека, который любит?
Все рано или поздно становятся предметом обожания другого человека. И это чувство не всегда взаимно или, например, совсем не хочется романтических отношений. В этом случае можно отделаться отговоркой вроде «я совершенно поглощен своим хобби и потому предпочитаю сейчас не встречаться ни с кем». А можно попробовать поступить иначе.
Как помочь?
Во время разговора, подскажите ребенку, что когда кто-то признается ему в любви, а он не чувствует взаимности, лучше честно об этом сказать, а не дразнить ложной надеждой. Сначала это может причинить боль, но так человек, по крайней мере, попытается поставить крест на этой неразделенной любви и переключиться на что-то другое. В любом случае не следует грубить. Заявить «размечтался!» или «на себя посмотри» — просто отвратительно. А вот сказать «я с самого начала воспринимаю тебя только как друга», хотя это и стандартная формулировка, все же приемлемо. Иногда долгую речь может заменить поступок: поцелуй в щечку в качестве символа дружбы утешает!
Потом можно сказать: «Надеюсь, это ничего не изменит между нами, сейчас все так хорошо, жаль, если мы перестанем общаться». И в заключение, чтобы успокоить друга, стоит пообещать сохранить этот разговор в тайне: «Это будет наш маленький секрет». С отказом и так нелегко смириться, а уж если приходится еще и опасаться насмешек, то становится только тяжелее.
Эти ситуации случаются с каждым, главное, вовремя поддержать ребенка и, если вам удалось установить с подростком доверительные отношения, без назиданий объяснить, что можно сделать.
|